Инициатива властей Югры, предложивших использовать в нефтяной отрасли новый налоговый механизм, успела обрести как сторонников, так и противников. С обеих сторон баррикад оказались весьма влиятельные и авторитетные люди, ответственные за укрепление экономической безопасности России. Подробности продвижения идеи – в материале «ФедералПресс.Урал».
Инициатива властей Югры, предложивших использовать в нефтяной отрасли новый налоговый механизм, успела обрести как сторонников, так и противников. С обеих сторон баррикад оказались весьма влиятельные и авторитетные люди, ответственные за укрепление экономической безопасности России. Подробности продвижения идеи – в материале «ФедералПресс.Урал».
Налоговые страсти разгорелись в пятницу, 13-го
Руководитель ХМАО-Югры Наталья Комарова предложила новый механизм налоговых сборов в нефтяной отрасли. Речь идет о налоге на финансовый результат, законопроект о котором окружная дума внесла еще в декабре. Инициатива предусматривает введение НФР в качестве пилотного проекта на территории Югры с целью улучшить инвестиционный климат в нефтянке. Преимущество такой схемы перед действующим налогом на добычу полезных ископаемых заключается в привязке налоговой нагрузки на бизнес к финансовому результату проекта, что в свою очередь поспособствует увеличению объема как добычи нефти, так и налоговых поступлений.
На парламентских слушаниях в Москве 13 марта, посвященных данному вопросу, мнения представителей министерств и членов комитета Госдумы по бюджету и налогам разделились на диаметрально противоположные. Так, заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов не уверен, что предлагаемая замена привычного НДПИ на НФР окажется исключительно полезным шагом. Введение НФР, по его мнению, требует дополнительных обсуждений: «К примеру, для месторождений, которые сегодня пользуются налоговыми льготами (налоговые каникулы, льготы по экспортной пошлине, спецрежимы по шельфу и по трудноизвлекаемым запасам), предлагаемый режим дает более высокую налоговую нагрузку и, соответственно, не приведет к положительным изменениям по разработке этих месторождений».
Заместитель руководителя Федеральной налоговой службы Дмитрий Григоренко также выступил в защиту налога на добычу полезных ископаемых: «С точки зрения бюджета и государства основным плюсом НДПИ является минимальный гарантированный обязательный платеж. При этом минусы НДПИ компенсированы отдельными преференциями. <…> В целом заменой НДПИ на НФР вряд ли можно добиться справедливого налогообложения, потому что у разных месторождений абсолютно разная рентабельность. Вводя НФР, мы будем вынуждены применять те же точечные коэффициенты, что и при НДПИ». По мнению Григоренко, в будущем возникает риск недополучения доходов, так как переход на НФР не ставится в зависимость от достигаемых в будущем показателей в виде увеличения добычи нефти, при этом государство гарантирует более низкую налоговую нагрузку.
В свою очередь заместитель министра энергетики России Кирилл Молодцов считает, что новая налоговая схема позволит увеличить добычу нефти за счет разработки месторождений, инвестиционно невыгодных сегодня нефтяным компаниям: «Последние десять лет налоговая система нефтяной отрасли подвергалась значительным изменениям. С целью стимулирования и поддержания добычи на действующих месторождениях после 2010 года был принят ряд мер, в том числе введение системы «60-60-90», и налоговый маневр. <…> При текущей динамике 60 долларов за баррель, к сожалению, говорить о дополнительной мотивации добычи традиционной нефти приходится с большой натяжкой. <…> По имеющимся оценкам, добыча на действующих месторождениях в текущей налоговой системе будет иметь тенденцию к снижению. Министерство ставит перед собой задачу увеличения объемов добываемой нефти, в том числе увеличения коэффициента извлечения нефти (КИН) до 35 %, сейчас – 27 %».
Сторонниками нового механизма налогообложения в нефтяной отрасли выступили Минэнерго и нефтяные компании. Как сообщил официальный сайт Госдумы РФ, по их мнению, введение НФР сможет предотвратить снижение нефтедобычи и обеспечить рентабельность месторождений с запасами трудноизвлекаемой нефти даже при низких ценах на мировом рынке. В пользу предлагаемого механизма налогообложения говорит тот факт, что он позволит учитывать не только мировые цены на нефть и обменный курс, но также индивидуальные расходы компаний на добычу и транспортировку.
Так, и. о. вице-президента по экономике и планированию «ЛУКойла» Алексей Зиганшин высказался за оперативное внедрение НФР и сообщил, что компания уже сформировала портфель из шести пилотных проектов в Югре для апробации режима: «По нашим оценкам, можно достигнуть целей существенного увеличения добычи и прироста налоговых поступлений, не допуская бюджетных потерь».
«Качество запасов углеводородов в стране с каждым годом ухудшается. Для поддержания уровня добычи все нефтекомпании работают с трудноизвлекаемыми запасами (ТРИЗ) на зрелых месторождениях, а через несколько лет этот вопрос станет еще более актуальным. При существующей налоговой системе значительная часть ТРИЗ никогда не будет вовлечена в разработку, даже если эти сложные запасы находятся на месторождениях, где уже ведется добыча – сейчас работать с ними не выгодно, – прокомментировало ситуацию для «ФедералПресс.Урал» Управление информационной политики ОАО «Газпром нефть». – При этом выделить эти ТРИЗ для целей льготирования, например, по НДПИ проблематично, поскольку в большинстве случаев эти запасы находятся в отдельных зонах уже разрабатываемых залежей (краевые зоны и т. д.). Поэтому мы предлагаем протестировать НФР на участках, где есть потенциал для дополнительного вовлечения таких запасов в разработку за счет использования более сложных и от этого более дорогих технологий. Разработка этих ресурсов позволит поддержать уровень добычи в Западной Сибири. Наше основное предложение – включение в список пилотов Вынгаяхинской группы месторождений с добычей порядка 2 млн тонн в год».
Преимущества новой схемы
«ФедералПресс.Урал» напоминает, в конце прошлого года обсуждение возможности замены действующей налоговой схемы и перехода с НДПИ на НФР прошло в столице Югры с участием главы региона Натальи Комаровой, заместителя министра энергетики РФ Кирилла Молодцова, окружного парламента, представителей нефтегазодобывающих регионов и компаний, научных и экспертных организаций.
Проектом предусмотрено введение налога на финансовый результат сразу для 22 участков, расположенных в Югре и соседнем Ямало-Ненецком автономном округе. Планируется привлечь к разработке те месторождения, развивать которые сегодня компаниям пока невыгодно. Предложенный законопроект при ставке налога 60 % предусматривает брать налог с прибыли, разницы между доходами от реализации нефти и расходами на добычу и доведение ее до товарного состояния.
В соответствии с нынешними условиями налоговой базой является стоимость добытых полезных ископаемых. Если речь идет о нефти, природном газе и угле, то налоговой базой становится количество добытого полезного ископаемого. В этом случае налоговые ставки устанавливаются по видам полезных ископаемых. При нынешнем режиме НДПИ нефтяникам выгоднее качать «легкую» нефть, чем работать с трудноизвлекаемыми залежами полезных ископаемых, требующих серьезных инвестиций. И, несмотря на существующие льготы, нефтекомпании обременены тяжелой данью налоговых сборов.
Месяц назад председатель совета директоров группы компаний «Ренова» Виктор Вексельберг, выступая в Госдуме, также высказался за переход в нефтяной отрасли от налога на добычу полезных ископаемых к системе налогообложения доходов и прибыли: «Система, которая работает сейчас, по сути, является фискальной и выкачивает из нефтянки те самые сверхдоходы, которые на сегодняшний день отсутствуют. Она может привести к тому, что мы существенно сократим инвестиции в нефтяную отрасль, даже для поддержания разработки нынешних непростых месторождений, которые являются у нас базовыми, в основном это Западная Сибирь».
Новая схема предлагает облагать налогом не нефть в момент ее добычи (как это происходит сейчас), а накопленную за время разработки месторождения прибыль. Финансовый результат определится разницей между доходами и расходами за весь период освоения участка. Ставка налога должна при этом расти по мере увеличения нефтедобычи и сокращаться при ее уменьшении. Это позволит увеличить доходы бюджета от высокорентабельных нефтегазовых месторождений и одновременно простимулирует компании к разработке сложноизвлекаемых запасов. Для участников эксперимента НДПИ будет заменен, по сути, еще одним налогом на прибыль. По расчетам Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, оптимальный уровень налоговой нагрузки для российской нефтяной промышленности находится в диапазоне 40–45 % от выручки.
«Необходимо, чтобы новая система отвечала таким требованиям, как ценовая конъюнктура на внешних рынках, продуктивность месторождений и их месторасположение, – отметил в беседе с корреспондентом «ФедералПресс.Урал» директор департамента экономического развития Югры Павел Сидоров. – Мы рассчитываем, что новый налог на прибыль от реализации нефти и газа с 2016 года заменит НДПИ. Для исчисления этого налога будет установлен перечень и порядок определения доходов и исключаемых из них расходов».
Сегодня большинство экспертов склоняются к тому, что действующая система налогообложения недропользования в нашей стране не отвечает современным условиям и выработала свой ресурс. Назрела необходимость изменить устаревший механизм с тем, чтобы деятельность предприятий, занимающихся добычей углеводородов, не только была эффективной, но и в полной мере соответствовала интересам государства и региона, где компании осуществляют свою деятельность.
Имеющийся международный опыт перехода на НФР уже зарекомендовал себя с положительной стороны. «Такие же пилоты через эволюцию налоговой нагрузки на добычу к финансовому результату прошли Великобритания, Норвегия, Нидерланды. Переход не только не привел к снижению налоговых поступлений в бюджеты, а напротив, послужил наращиванию темпов добычи нефти в этих странах и увеличил доход государства, – отметила врио губернатора Югры Наталья Комарова. – Если сейчас на экспериментальных площадках не обкатывать новую модель, мы только усугубим риски, понижающие устойчивость нашей бюджетной системы и ее платежеспособность».
Фактически окружное правительство предложило механизм, который будет мотивировать недропользователей на повышение нефтеотдачи, поскольку обеспечит рентабельность разработки как традиционных, так и более затратных трудноизвлекаемых запасов. Он также позволит учитывать при налогообложении не только мировую цену на нефть и обменный курс, но и индивидуальные расходы на добычу и транспортировку.
Нынешняя политика возврата НДС (налог на добавленную стоимость) создала ситуацию, при которой вывозить из России стратегические ресурсы выгоднее, чем перерабатывать их в стране. Поэтому бизнесмены не хотят делать вложения в переработку, как нефти, так и газа, леса, металла и т. д. Однако ряд экспертов полагает, что новый закон не в силах изменить картину нефтедобычи и переработки в целом.
«Что касается энергоресурсов и продукции так называемой малой переработки, то моя позиция заключается в том, что надо полностью менять политику по возврату НДС. Для чего, например, ввели возврат НДС при экспорте? Для стимулирования экспорта. Нам же сейчас надо стимулировать не вывоз сырья, а производство продукции глубокого передела, – высказал свое мнение «ФедералПресс.Урал» доктор экономических наук, президент ассоциации «Налоги России» Владимир Фролов. – Проблема заключается в том, что если фирма продает за рубеж сырье или продукцию низкой степени переработки, то она получает возмещение НДС. Если же продукция поставляется на внутренний рынок, то НДС не возвращается. Поэтому инициатива уважаемых людей из Югры лично у меня вызывает большие сомнения».
Свое мнение по поводу споров, возникших вокруг предложенной налоговой схемы, высказал также председатель думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров: «Мне кажется, что сегодня главная идея внесенного законопроекта такова: прежде чем приходить к каким-то изменениям в налогообложении нефтяной отрасли, давайте проведем эксперимент. Давайте проведем пилотный проект, на котором увидим все плюсы и минусы. Совершенно очевидно, что этот пилотный проект не должен нести в себе серьезных рисков для бюджета».
Ставка на экспорт нефти
Как ранее сообщал «ФедералПресс.Урал», по оценкам специалистов, в существующих экономико-фискальных условиях объем добычи в Югре может снизиться с нынешних 250 до 196 млн тонн нефти к 2030 году. Освоение нераспределенных запасов нефти в автономном округе в объеме 618 млн тонн потребует инвестиций на уровне 5,5 трлн рублей, и сегодня без дополнительных налоговых льгот более половины запасов могут остаться неосвоенными.
«С 2008 года в регионе сохраняется наметившаяся динамика снижения добычи нефти в среднем на 1,5 % в год. Снижение связано с объективными изменениями в структуре извлекаемых запасов месторождений, с недостатком ресурсных мощностей из-за постепенного истощения старых месторождений и замедления темпа ввода в эксплуатацию новых», – сообщили «ФедералПресс.Урал» в пресс-службе правительства Югры.
По итогам 2014 года добыча нефти составила 250,5 млн тонн, что на 1,8 % ниже уровня 2013 года. Объем добычи природного и попутного газа составил почти 32 млрд куб. м, что на 4 % ниже уровня 2013 года. Власти округа отмечают, что сегодня остро необходимы инновации в налогообложении нефтяной отрасли.
В беседе с журналистами министр энергетики РФ Александр Новак отметил, что Россия не будет снижать добычу нефти в 2015 году, несмотря на низкие цены, но сократит нефтепереработку на 3 млн тонн, которые дополнительно уйдут на экспорт. «Стратегически у нас будет уменьшение переработки. Не из-за налогового маневра, а из-за того, что у нас глубина переработки нефти растет с учетом модернизации, – сообщил Александр Новак. – И нам для производства того количества нефтепродуктов, которое потребляется в России, не требуется перерабатывать столько нефти. А учитывая, что экспорт нефти более рентабельный, то будем перерабатывать у себя в перспективе меньше, а больше экспортировать нефть».
Напомним, что меры налогового стимулирования нефтедобычи обсуждались еще весной 2013 года на первом Национальном нефтяном форуме. Тогда Новак поддержал предложение «Башнефти» сделать месторождения Башкирии экспериментальной площадкой для тестирования новой системы налогообложения. Замена налогообложения добычи налогом на финансовый результат позволила бы продлить добычу на старых месторождениях Башкирии и сохранить рабочие места, не сокращая доходов бюджета. Но на тот момент эта тема развития не получила, и лишь позже инициативу поддержали другие компании, а в прошлом году подключились с законодательной инициативой власти Югры.
«На самом деле мы все четко понимаем, что налог на добычу полезных ископаемых идет полностью в федерацию. А налог НФР идет частично в федерацию, частично – в бюджет субъекта, поэтому есть желание пролоббировать этот закон. Это позволит дополнительно пополнять доходные базы субъектов. Это серьезный шаг в налогообложении отрасли и здесь, конечно, надо смотреть и с точки зрения консолидированного бюджета федерации, насколько это будет оправданно. Необходимо сбалансировать бюджеты – и федеральный, и региональный, – отметил в беседе с корреспондентом «ФедералПресс.Урал» депутат Тюменской областной думы от ХМАО-Югры, зампред комитета по бюджету, налогам и финансам, член комитета по государственному строительству и местному самоуправлению Михаил Селюков. – Сегодня от продажи нефти очень многое зависит, в том числе социальные гарантии, доходы государственного бюджета. Считаю, что все нововведения надо внимательно и всесторонне изучать, прорабатывать профессионалам, финансистам и четко представлять возможные последствия. Думаю, что нефтяные компании будут не против налога, который позволит сейчас снизить их нагрузку и даст дополнительную возможность государству участвовать в инвестиционных проектах».
По итогам состоявшихся слушаний думский комитет по бюджету и налогам готовит соответствующие рекомендации с тем, чтобы направить их на рассмотрение в правительство РФ. Законопроект о замене НДПИ на нефть налогом на финансовый результат как минимум на нескольких пилотных месторождениях может быть рассмотрен Госдумой уже весной. До конца марта премьер Дмитрий Медведев планирует провести совещание по НФР.